Базовый курс подготовки сказкотерапевтов по методу Комплексной Сказкотерапии©

© Международный Институт Комплексной Сказкотерапии, 2012.

© Российский Институт Комплексной Сказкотерапии,2012.

 

«Сказкотерапия» – это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, это слово вызывает  у разных специалистов многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной Школы, 15-20 лет срок небольшой. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Как только появилась речь, так сразу появились и первые истории. И если они были интересны, возможно, никому не приходило в голову дознаваться, правдивы они, или нет.

Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия – это один из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидактично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия – это язык образов и символов, органичный бессознательному человека. С четвертой стороны, сказкотерапия – это способ поговорить с человеком о душе. Особенно если вспомнить, что психология – это наука о душе…

Надо сказать, что сегодня слово «сказкотерапия» стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаваться в том, что они «занимаются сказкотерапией». Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей множество.

Комплексная Сказкотерапия© — это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой.

Комплексная Сказкотерапия© — это система представлений об архетипических сюжетах, мужских и женских, сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает  сказкотерапевт.

Комплексная Сказкотерапия© — это особый образный язык. Изучение этого языка происходит на Базовом курсе подготовки сказкотерапевтов.

Процесс подготовки «комплексных сказкотерапевтов» непрост, но увлекателен.

Для того чтобы стать им, желательно иметь базовое психологическое образование, знание основ психологического консультирования, иметь практические навыки консультанта.

Комплексная Сказкотерапия© – один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой. Мастерство сказкотерапевта оттачивается годами, но основу мастерства можно заложить и развить на Базовом курсе подготовки сказкотерапевтов.

 

Базовый курс состоит из четырех Основных сессий.

Общий объем 120 часов.  Каждая сессия 30 академических часов, 3 учебных дня. Количество участников ограничено.

Первая сессия «Основы сказкотерапии» 30 часов

  • Четыре определения Комплексной сказкотерапии©
  • Принципы сказкотерапии
  • Формы сказкотерапии
  • Основные, универсальные архетипы и метафоры
  • Работа с архетипом Дороги. Методика «Карта сказочной страны»
  • Работа с архетипом Государства. Практикум создания сказок по теме «Страна внутри нас».
  • Архетипическая методология: мужской и женский архетип.
  • Архетипические основы социальной силы: концепция мужских архетипов

 

Вторая сессия «Сказочная игротерапия» 30 часов

  1. Структура сказкотерапевтического занятия и место игры в нем
  2. Практикум создания игр: от сказки – к игре; от известной игры – к сказке
  3. Оживление сказок в песочнице
  • Техника «ведомой игры»
  • Техника сочинения спонтанной сказки
  • Техника «театр одной ситуации»
  • Техника «моделированного конфликта»
  • Техника «расшифрованного письма»

 

Третья сессия «Формы и методы работы со сказками» 30 часов

  • Работа с архетипом Помощника. Практикум создания куклы и спектакля-экспромта
  • Грани Женского архетипа: Возлюбленная и Хранительница
  • Воздействующий аппарат сказкотерапии: 5 видов сказок. Анализ сказок художественных и авторских, создание сказок дидактических, коррекционных, терапевтических, медитативных.
  • Проективная диагностика в сказкотерапии (рисунки и авторские сказки)

 

Четвертая сессия «Мастерская сказкотерапии» 30 часов

  • Понятие «узора судьбы» как переплетения архетипических сюжетов
  • Женские архетипические сюжеты
  • Мужские архетипические сюжеты
  • Основные сюжеты и уровни отношений
  • Архетипическая диагностика в сказкотерапии.
  • Вариации «узора судьбы»: случаи из практики консультирования

 

 

В перерывах между сессиями участникам Базового Курса рекомендуется пройти у преподавателя (и/ или Наставника-Супервизора) личные и методические консультации. Объем пройденных консультаций в межсессионный период идет в зачет общего количества часов подготовки по программе Базового курса. Рекомендуемый объем консультаций у регионального преподавателя сказкотерапии (и/ или Наставника-Супервизора) в межсессионный период – 20 часов.

 

Каждая сессия сертифицируется отдельным сертификатом Российского Института Комплексной Сказкотерапии.

В конце программы Базового курса участники защищают Авторский проект (программу тренинга, методику, демонстрируют консультацию) и получают Свидетельство сказкотерапевта-практика (пользователя) от Российского Института Комплексной Сказкотерапии. Объем часов, указываемых в Свидетельстве, не менее 120.

Участники, проходившие консультации у регионального преподавателя сказкотерапии (и/ или Наставника-Супервизора), получают Свидетельство с большим объемом часов (к 120 учебным часам прибавляются часы консультаций и мастер-классов у преподавателя или Наставника-Супервизора).

В дальнейшем, предполагается повышение квалификации сказкотерапевтов-практиков. На тематических семинарах или циклах повышения квалификации, организованных Международным или Российским Институтами Комплексной Сказкотерапии.

Сказкотерапевт-практик может выбрать себе специализацию в Международном Институте Комплексной Сказкотерапии («сказкотерапевт-консультант»; «сказкотерапевт-икогенолог: специалист по воспитанию детей»; «сказкотерапевт-икогенолог: специалист по работе с Родом»; «сказкотерапев-тренер»; «специалист по работе с психологической песочницей»).

Руководитель обучения по программе Базового Курса подготовки сказкотерапевтов:

 

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологии, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии, автор концепции метода Комплексной сказкотерапии©, а также ряда тренинговых программ по деловым коммуникациям, командообразованию, инновационному менеджменту. Является научным руководителем проектов Минобразования РФ, ведет большую научно-практическую, преподавательскую, консалтинговую и общественную работу. Член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности природы и человека. Эксперт Международной Федерации независимых экспертов. Автор ряда монографии.

www.cka3kapro.ru

www.cka3kaiks.ru